Кто обувает Россию
18.05.2005В последние годы наблюдается медленный, но верный рост российского обувного рынка. В 2004 году его объем составил от 250 до 280 млн. пар, а рост - порядка 12-15%. Однако отечественные производители пока могут обеспечить лишь пятую часть необходимого количества ботинок, туфель и другой обуви, поэтому большую часть приходится закупать за рубежом. Кроме того, огромной проблемой является теневой импорт, который составляет 60-80% рынка.
По данным Российского союза кожевников и обувщиков, объем российского обувного рынка в 2004 году составил 250-280 млн. пар, в то время как в 2003-м эта цифра составляла 200-260 млн. пар. В последние два года средний прирост рынка достигает 12-15%, а у компаний-лидеров - до 20-30% ежегодно.
Эксперты сходятся во мнении, что объем обувного рынка и в дальнейшем будет увеличиваться, однако его рост, скорее всего, стабилизируется и не будет превышать 4-5% в год. Характерно, что рост в обувной отрасли на сегодня является понятием относительным, поскольку во многом он происходит за счет выхода из тени отдельных производителей. Второй фактор роста - импортная продукция. По словам председателя комитета Государственной думы по аграрным вопросам Геннадия Кулика, в прошлом году отечественные производители обеспечили лишь 0,4 пары обуви на человека.
Made in Russia
Официальная статистика утверждает, что на отечественную продукцию приходится около одной пятой части от всей потребляемой обуви. В 2002 году в России было произведено 41,2 млн. пар обуви, в 2003-м - около 43 млн. пар. По оценкам специалистов, производство в 2004 году составило около 60 млн. пар.
В России в настоящее время обувь выпускают 260 крупных и средних предприятий. При этом объемы производства неравномерны: на практике получается, что 90% обуви выпускается на 50 предприятиях. Лидерами являются «Вестфалика», Ralf Ringer, Тульская обувная фабрика, челябинская фабрика 'Юничел'. При этом специалисты говорят о том, что каждый год происходит сокращение количества российских фирм-производителей на 10-15%, а большая часть произведенной продукции - это госзаказы и детская обувь.
Китай - чемпион
Сегодня основной поставщик обуви в Россию - Китай. Из этой страны ввезено около 75-80% от всего официального импорта, еще 9% - из Турции и только около 2% - из Италии. Однако в реальности доля итальянской обуви на рынке РФ существенно выше, поскольку не всегда она производится в Италии.
Еще одним крупным поставщиком обуви в Россию является Белоруссия, на которую приходится около 3-5%.
В целом доля импорта на данный момент составляет около 80% от емкости рынка, и в условиях постоянного сокращения производства она будет продолжать расти.
Что почем
Специалисты выделяют на рынке 6 основных ценовых сегментов обуви. В низком ценовом сегменте представлена обувь до 1 тысячи рублей, в средне-низком - от 1 до 1,5 тысячи рублей. Обувь, принадлежащая к средне-среднему сегменту обойдется в 1,5-2,5 тысячи рублей, а за обувь средне-высокого сегмента придется заплатить от 3 до 4,5 тысяч рублей. Туфли, которые стоят больше 7,5 тысяч рублей, относятся к ценовому сегменту «люкс».
Как рассказала ГАЗЕТЕ директор департамента маркетинга компании Ralf Ringer Анастасия Татулова, в настоящее время усиливается тенденция по переходу покупателей из средне-низкого в средне-средний ценовой диапазон: 'Оба эти сегмента активно растут. Это связано с тем, что повышение уровня жизни затронуло самый многочисленный слой общества - небогатых людей. Доходы этой части населения позволяют людям находиться на границе нижнего и среднего класса, но их стандарты потребления уже зачастую аналогичны стандартам среднего класса».
Мужчины любят русскую обувь, а женщины - итальянскую По словам маркетологов, на первом месте для среднестатистического российского покупателя сейчас стоят функциональные характеристики обуви - модель, материал изготовления, качество пошива и предполагаемый срок носки. При этом наблюдается закономерность: выбирая между примерно одинаковыми по качеству моделями, при прочих равных условиях покупатель предпочитает знакомые марки обуви. Что касается предпочтений по странам-производителям, то мужчины чаще выбирают российскую и немецкую обувь, а женщины - итальянскую.
Опросы показывают, что доля покупателей, совершающих покупки на вещевых рынках, в мелких магазинах и обувных секциях универмагов, сокращается - в частности, если в начале 2004 года она составляла 25%, то в начале 2005 года снизилась до 8-10%. Однако при этом доля данных форматов в целом по России достаточно велика - примерно 45%. В столице эта цифра меньше - около 15-20%. Это объясняется тем, что столичным жителям есть из чего выбирать. Появились крупные обувные центры, ориентированные на покупателя с невысоким и средним достатком. Конкуренцию им составляют розничные сети. Основная их масса ориентирована на представителей среднего класса.
Доля бутиков на рынке невелика - примерно 10%, причем обслуживают они лишь около 5% москвичей.
'Тени' на рынке
В Минпромэнерго отмечают, что основной проблемой дальнейшего развития отечественной текстильной продукции является теневой импорт. Его доля на российском рынке составляет 60- 80%. Президент Российского союза кожевенников Константин Яковлев оценивает ежегодный объем теневого импорта товаров легкой промышленности в 12,5 млрд. долларов, а потери бюджета от неуплаты таможенных пошлин - в 4 млрд. долларов.
Еще одна проблема - высокая себестоимость российского производства и, как следствие, низкая рентабельность бизнеса. При допустимом качестве себестоимость российской продукции более чем на 30% выше китайской, а рентабельность бизнеса составляет около 3-5%.
Кроме того, в России не развит рынок комплектующих и сырья для обуви. «Некоторые виды сырья просто-напросто не изготавливаются в России. Более того, в последние годы около 80% производимой в России кожи вывозится за рубеж», - посетовала Анастасия Татулова.
Источник: footwear.ru