Чтоб сапоги тачал сапожник…
09.07.2003Несмотря на то что кафедра "Технология и конструирование изделий из кожи" СПГУТД функционирует с начала 60-х, такой специальности, как дизайнер обуви, здесь до недавнего времени не обучали. Для отрасли готовили конструкторов, технологов обувного производства.
В начале 90-х гг. Институт текстильной и легкой промышленности переименовался в Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. Следует отметить, что в СПГУТД вовремя уловили динамику развития рыночных отношений и поменяли приоритеты. Было взято направление развития на дизайн - эта специальность стала актуальней. Начиная с 2002 г. в результате реструктуризации университета дизайн выделился в самостоятельное направление. Была организована кафедра дизайна, которая объединила в себе секции: "Дизайн одежды", "Дизайн пространственной среды", "Дизайн рекламы" и др.
В свою очередь, кафедра "Технология и конструирование изделий из кожи" объединила такие секции, как "технология обуви", "материаловедение", "проектирование обувных машин". Кафедра дизайна и конструирования обуви выделилась из кафедры "Технология и конструирование изделий из кожи". По словам заведующего кафедрой О. Тулупова, здесь сохранена структура института в силу специфических особенностей, которыми являются проектирование, технология и конструирование обуви. Соответственно, и педагоги должны быть специально подготовленными. С одним художественным образованием невозможно преподавать дизайн обуви, считает Олег Константинович. Поэтому, как правило, специалисты имеют двойное образование: конструктора и модельера. Все они проходили стажировку в известных фирмах ("Скороход-Мода", "Пролетарская Победа", "Ленвест", "Прокс", "Алекс", "Виктория" и др.) Состав преподавателей на кафедре остался прежним, но они повысили свою квалификацию и сегодня являются уникальными специалистами. Среди них - педагоги по конструированию-моделированию к. т. н. Надежда Владимировна Яковлева, Татьяна Михайловна Сумарокова, Виктория Викторовна Семенова, Наталья Александровна Голубева, Сергей Васильевич Татаров. Профессор Николай Васильевич Замарашкин преподает проектирование технологической оснастки (одна из специальностей, входящих в конструирование изделий из кожи). Преподаватели по рисунку и основам композиции - Ирина Юрьевна Коренькова и Елена Борисовна Ершова.
С 2003 г. программа обучения увеличена. По новому стандарту конструкторы-модельеры, также как и технологи, учатся 5 лет, дизайнеры изделий из кожи - 6 лет. "Для художественного образования требуется гораздо больше времени, - пояснил О. Тулупов. - Одно дело - нарисовать эскиз, а другое дело - выполнить его в изделии. Теперь у них есть целый год, чтобы откорректировать коллекцию (фактически дипломную работу), поработать над каждым из процессов, то есть почувствовать себя творцом".
На кафедре пришли к единому мнению, что нужно больше привлекать преподавателей по живописи, которые могли бы консультировать студентов по рисунку эскизов обуви, то есть по специальности. И тем самым развивать их творческие способности. Пока здесь больше занимались конструированием, основами композиции, а вот именно дизайна было маловато. Хотя все они рисуют натюрморты, живописные, академические рисунки. Им преподают рисунок и художественную графику, спецрисунок, спецкомпозицию, основы композиции, проектную графику, основы теории рекламы и художественно-графическую композицию.
На кафедре - непрерывное обучение. На специальность "Дизайн изделий из кожи" поступает 12-15 человек, плюс ежегодно добавляется группа из обувного колледжа. В целом обучается порядка 30 человек на каждом курсе.
Формы контроля, принятые в учебном заведении, традиционные - зачет, экзамен, курсовая работа и подача (неофициальное название). Подача - это одновременная сдача теоретического материала и макета. Здесь чертежи, эскизы, макеты, какие-то проработки просматриваются одновременно всеми педагогами. И затем каждый из них принимает свой предмет. Цель подачи - сформировать творческое мышление, креативный подход к проектированию обуви и изделий из кожи.
В каждом семестре у студентов свое задание по работе с кожей. На 1-м курсе они выполняют работы по следующим дисциплинам: разработка проекта в материале, моделирование изделий из кожи, художественная графика. Со 2-го курса начинается проектирование обуви. Сначала разрабатываются эскизы, потом макет изделия. Студенты выполняют макет в материале и разрабатывают для этого изделия рекламу (эскизные листы).
На 2-м курсе по дисциплине "Выполнение проекта в материале" студенты изготавливают декоративные браслеты или напульсники (функциональные браслеты для спортсменов). Сами по себе эти изделия небольшие, но они выполняются из отходов материалов, из кусочков кожи. В данном случае студенты приобретают навыки работы с кожей, раскрывают так называемую тектонику материала. Учатся соединять кожу, ставить фурнитуру, т. е. прикреплять металлические заклепки, хольнитен, пряжки. В конце семестра они делают босоножки. Здесь принципы соединения кусочков кожи те же, что и при изготовлении браслетов, но с учетом анатомического строения стопы. То есть ремешки крепятся с учетом биомеханики стопы, что предполагает разную обработку деталей, а значит, и различные конструктивно-технологические воплощения. К этому времени студенты уже изучили основы анатомии и биомеханики и знают, как проектируются стельки. В частности, есть такая величина, как контрольный шаблон следа колодки, по которому они учатся рисовать стельки различной конфигурации. Очень важно, что за основу они берут свою стопу - это новшество в обучении дизайнеров обуви. Заслуга кафедры в том, что педагогам удалось добиться, чтобы свои первые изделия студенты изготавливали не в макетах, а из материала (отходов кожи, резины). О. Тулупов подчеркнул, что очень большой плюс в том, что они эти изделия носят сами. Одно дело, когда им преподаватель скажет, что такое соединение делать нельзя, что это качество недопустимо. И совсем другое дело, когда они надевают эту обувь и к концу дня у них появляется мозоль. Тогда они вспоминают слова педагогов и понимают, что нарушили законы конструирования.
На 2-м курсе одновременно с проектированием браслетов и босоножек студентами выполняются так называемые отвлеченные задания. К ним относится "упаковка для стопы", где они представляют макет механизма скелета стопы. В данном случае упаковка - это прообраз обуви. При поиске новых форм используются всевозможные материалы: пластиковые бутылки, поролон, жесть, дерево и т. д. Юные творцы пытаются поработать с различными материалами и пропорциями стопы. Еще не зная четко, как делать обувь, они имеют возможность проявить свою фантазию, хотя здесь авангард всего лишь элемент игры. Они еще учатся правилам. На 3-м курсе в первом семестре студенты проектируют классическую обувь, знакомятся с понятиями классики. Во 2-м семестре осваивают современные конструкции. Разрабатывают модели сапог, изменяют форму носочной части и каблука.
В первом семестре 4-го курса студенты занимаются деталями низа. Проектируют подошвы, каблуки и новый вид обуви. Это новые каблуки, новые способы крепления верха и низа, новые материалы. Во 2-м семестре осваивают галантерейные изделия. На 5-м курсе - головные уборы и сумки. То есть они должны знать все основные конструкции и технологии их изготовления.
Все новые материалы изучаются студентами на 5-м курсе. Они проектируют детали низа, учатся проектировать классические каблуки. После этого им предлагается еще задание - разработать новый каблук. Он может быть новым по технологии, авангардным. Это может быть новый цвет, новая фактура или новый материал. На 5-м курсе проходят такую дисциплину, как художественно-рекламная композиция. Хотя студенты учатся оформлять эскизы с 1-го курса, конкретные рекламные проекты выполняются на 5-м курсе. Сегодня эта достаточно сложная дисциплина выделилась в отдельную специальность.
На 5-м курсе студентам также предлагается выполнить авангардную коллекцию в лекалах. Они разрабатывают чертежи, детали кроя, подбирают материалы. К этому времени они уже знают, как проектировать различные конструкции обуви, сумок, головных уборов. И разрабатывают ансамбль с определенным девизом и стилевым решением. Выбирается какая-то доминанта. Ею может выступать обувь, сумка, головной убор или какой-то материал. Кроме того, обязательно делается какая-то коллекция: головных уборов или сумок и т. д. На 6-ом курсе все это воплощается в дипломе, который выполняется на производстве.
О. Тулупов отметил, что сегодня специалисты кафедры "Дизайн изделий из кожи" востребованы. С 3-го курса они уже работают на предприятиях. "Прокс" и Алекс" - главные фирмы, где проходят практику студенты. К сожалению, сама базовая кафедра сегодня осталась бесхозной. Начиная с 60-х гг. она располагалась на "Скороходе". В настоящее время располагается частично на "Пролетарской Победе", частично на "Ленвесте". Для практических занятий выделено крошечное помещение. Студенты имеют там возможность выполнять курсовые работы и дисциплину "Выполнение проекта в материале". За 10 лет кафедра выпустила на рынок много специалистов, которые работают на средних и мелких обувных и галантерейных предприятиях города, в торгово-посреднических фирмах. Это "Алькор", "Майер", "Зета", "Арт-Деко", "Мартина-Мода", "Дебора", "Бордо", "Барин", "Регул", "Феникс", "Березка", "Золотой замок", "Вениса", "Бумеранг", "Пилигримм", "Арханг", "Алан", "Динамо", "Август", "Ролс", "Экстра" и др. В следующем году состоится первый выпуск стилистов обуви с шестилетним образованием. Есть надежда, что отечественные предприятия прирастут новыми специалистами, что позволит сделать более заметным дизайн их продукции на рынке обуви.
Источник: "Торговля и Промышленность"