Душа ушла в валенки
30.01.2006Валяную обувь нельзя назвать исконно русским изделием. Войлок, с которыми славян познакомили кочевники, на Руси очень долго использовался исключительно как плоская подстилка. Всего лишь два века назад какому-то безвестному гению пришло в голову изготовить из этого материала бесшовные «сапоги». Так и возникли валенки, – говорит Галина ВОЛКОВА, экскурсовод уникального столичного музея «Русские валенки», что находится в Кожевниках у Новоспасского моста.
Скорее всего, произошло это в Нижегородской губернии. Изобретение валенка сильно упростило жизнь русским людям, особенно в сельской местности – ведь лапти, в которых прежде ходила вся страна, выдерживали максимум несколько дней носки.
К сожалению, сейчас в Москве не осталось ни одной фабрики валяной обуви. Две последние (одна на Таганке, другая в Аннине) закрылись в 1990-х годах, не выдержав перипетий бурного перехода к рынку. Нет больше подобных фабрик и в Подмосковье. А было время, когда московские валенки гремели на всю Россию. Чего стоят знаменитые «комаровские», получавшие до революции золотые медали на Парижской и Лейпцигской всемирных выставках! Но крупнейшие цеха находились все-таки в нижегородской земле – в городе Бор (тамошнее предприятие, кстати, существует и сейчас). В Бору, в частности, валяли славившиеся своей непревзойденной мягкостью поярковые валенки (из первой шерсти молодых ягнят).
Эту обувь можно было приобрести когда-то за два рубля с полтиной, при том что пара обычных фабричных валенок стоила 15 копеек. Вообще провинция куда успешнее сохранила свои войлочные предприятия и традиции прошлого. Вероятно, поэтому старейший экспонат в музее – татарские валенки с интереснейшим узором-украшением, изображающим белого медведя. Им больше ста лет! А всего до 1917 года на территории нынешней Российской Федерации функционировали 39 крупных мануфактур, где делали валенки. Сейчас число таких объектов сократилось, но не сильно – до трех десятков. Впрочем, валяльные станки и шерстобитные машины возникли, конечно, не сразу. Первые валяльщики работали вручную, и на пару хороших валенок у них уходило не меньше двух суток. В музее скрупулезно воссоздана вся технологическая цепочка этого непростого процесса: и битье вороха овечьей шерсти-летнины (похоже, кстати, что и выражение «разбить в пух и прах» пошло как раз от валенок – пух у хорошего шерстобитчика остается наверху, все остальное сыплется вниз, на решетку), и выделка формы будущего валенка на обыкновенной деревянной скалке, и мокрая валка где-нибудь в баньке с постоянным смачиванием горячей водицей… А чтобы обувка получилась нужного размера и формы, валяльщик должен был умело обращаться с разными металлическими стержнями и деревянными колодками, знать подход к немудреным на вид, но незаменимым рубелю да лощилу. Наконец, в финале, после того как валенки как следует просушивались в печи, их терли специальным валком, чтобы прогладить поверхность.
– А были еще валенки-чесанки (их не терли, а вычесывали) – говорят, в таких любила хаживать Екатерина Великая, – рассказывает Галина Александровна. – А вот рядом – валенки дамские, атрибут уже советской эпохи: каблучок у них пустой, чтобы в него можно было вдевать вечерние туфельки! Конечно, уже давно многие производственные процессы механизированы. Но все равно ручной труд при изготовлении валенка доминирует: как говорят производственники, его доля доходит до 60 процентов. Вероятно, это оттого, что в технологической цепочке очень много этапов, которые требуют головы на плечах, а не одной лишь простой механики.
– Как же попадают экспонаты в ваш необычный музей? – интересуюсь у экскурсовода.
– У нас хорошие связи с крупными производителями валенок в России. Много работ сделали студенты-дизайнеры. Валяная обувь сейчас популярна и у ведущих московских модельеров, и они иногда творят на тему валенок, а потом дарят нам свои поделки. А несколько дней назад пришла к нам древняя бабулька в дырявых валенках и стала сокрушаться: дорога, мол, нынче такая обувка…
Узнав, что в своих валенках бабуся проходила чуть ли не двадцать лет, музейное руководство решило срочно реквизировать их в качестве экспоната. А взамен счастливая визитерша получила новые валенки! А в самом деле, дорог ли нынче «овес»? Хорошие фабричные валенки на резиновом ходу из Татарии в магазине рядом с музеем можно отыскать за 330 рублей. Обувь ручной валки, которая идеально подойдет вашей ноге (если, конечно, размер совпадет), дороже – от тысячи. Наверное, для москвичей, которые надевают валенки от случая к случаю, эта сумма великовата. Но все относительно: недельное жалованье рабочего старой Борской фабрики, о которой говорилось выше, составляло 1 рубль 60 копеек, и на одни только поярковые валенки ему приходилось тратить примерно треть месячной зарплаты! Не одному поколению наших предшественников валенки помогали строить, ездить, воевать, да просто выживать в суровые зимы. Теперь же мы вспоминаем об этой полезной и умной обуви, когда надо выбираться за город, или когда ударят совсем уж немилосердные морозы. Да еще к месту и не к месту любим ввернуть поговорку «тупой как валенок». Но так ли он туп?
– Допускаю, что иностранцам валяная обувь кажется примитивной, и они улыбаются, глядя на наши «реликвии», – говорит музейный гид. – Но для меня валенок – одно из величайших творений русского народа.
Источник: www.vmdaily.ru