Исследование рынка обуви в России
27.04.2006
В марте 2006 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка обуви.
Российский обувной рынок представляет собой лишь малую часть мирового рынка. Доля произведенной в нашей стране обуви составляет около 0,325% от общемировой.
В настоящий момент в США один человек приобретает в среднем 6,5 пар обуви в год, в Европе – 3,8-4,5 пар, в Китае – около 2 пар. В России, согласно экспертным оценкам, этот показатель составляет 1,8-2 пары обуви на человека. Разница между количеством обуви, потребляемой в России и в европейских странах, обуславливается, в первую очередь, низким уровнем жизни, а также заниженными нормами потребления у многих россиян. Особенно это касается жителей мелких населенных пунктов и представителей старших возрастных групп.
По оценке исполнительного директора DISCOVERY Research Group Ломакина Ильи, объем российского рынка обуви в 2005 году составил порядка 250-270 миллионов пар. Доля женской обуви в общем объеме рынка составляет 48%, мужской – 24% и детской – 28%.
У женщин лидирующее положение по частоте покупок занимают туфли (40,7%), босоножки и сандалии (34%), зимние сапоги и ботинки (32,2%), демисезонные сапоги и ботинки (22,8%). Что касается мужчин, то они, покупая обувь, чаще всего приобретают ботинки и туфли – 61%. На втором месте по популярности находятся зимние ботинки (35,4%) и сандалии (16,4%).
Согласно прогнозам DISCOVERY Research Group, Россию ожидает дальнейшее увеличение объема обувного рынка. Однако в долгосрочной перспективе рост рынка, по нашему мнению, скорее всего, не будет превышать 8-10 % в год. Оценки темпов роста рынка в натуральном выражении, представленные различными специалистами, сильно разнятся: от 4 до 15 %. Пока еще рано говорить об устойчивой положительной динамике работы обувной промышленности, так как рост зачастую происходит за счет легализации производителей обуви, а также увеличения доли импортной продукции. Отметим, что в 2006 гг. на рынке обуви по-прежнему будут преобладать дешевые импортные товары при ограниченном потребительском спросе населения на отечественные товары.