Брюссельские лоббисты решили оставить европейцев без азиатской обуви
13.10.2008
На прошлой неделе Еврокомиссия вспомнила постановление Совмина ЕС двухлетней давности и ввела карательные антидемпинговые пошлины на импорт в Европу китайской и вьетнамской обуви. Брюссель таким образом решил наказать азиатов, которые своими дешевыми башмаками подрывают знаменитую обувную промышленность Италии и Франции. Именно эти две страны пролоббировали повышение пошлин. Проиграв первый бой на обувном фронте торговой войны со Старой Европой, Пекин и Ханой грозят контрнаступлением через арбитраж Всемирной торговой организации (ВТО) и судебные инстанции. Но даже в случае неудачи у них всегда есть в запасе обширный российский рынок.
Эта «война» интересна тем, что виртуальная линия фронта прошла внутри самой Европы. На стороне китайцев и вьетнамцев крупные торговые корпорации, многие производители обуви. Первым выгодно торговать азиатской обувью, вторые давно перенесли производство из своих стран в Азию, где оно обходится дешевле. И те, и другие обвиняют еврократов и лоббистов в закулисных интригах, политическом давлении и даже коварном подкупе. В общем, почти как во время дворцовых переворотов прошлых веков. Так, президент европейской ассоциации импортеров и торговцев обувью (FAIR) Поль Феррипс уже заявил на пресс-конференции, что принятое решение «не соответствует ни фактам, ни интересам ЕС». По его словам, некоторые члены Евросоюза изменили позицию «под давлением и даже за взятки». Месье Феррипс пригрозил, что будет добиваться правды в суде. И шансы на успех у FAIR немалые – ассоциация объединяет не самых последних игроков европейского обувного бизнеса, в том числе британскую Clarks, французскую Columbia и немецкий концерн Wortmann.
Когда решение о пошлинах принималось в октябре 2006 года на заседании Совета министров ЕС, только 9 из 25 тогдашних членов союза выступили за их повышение, 12 (в первую очередь представители скандинавских стран) были «против». Но по правилам процедуры четверо воздержавшихся приравнены к «за». Утверждая это решение спустя два года, брюссельские бюрократы пошли против мнения большинства стран ЕС и европейских торговцев обувью.
Речь идет прежде всего о детской обуви, которая полюбилась европейским мамашам за практичность и дешевизну. При средней оптовой цене 8 евро за пару благодаря новым пошлинам ботинки и тапочки подорожают на целый евро, что, конечно, эту любовь может охладить. Кстати, все то же самое касается любой китайской и вьетнамской обувной продукции (включая кроссовки), сделанной из кожи.
На днях корреспондент «НИ» наблюдал такую сценку. Покупательница Жанин в детской секции универмага С&А на брюссельской улице Рю Нев долго вертела в руках разные сандалии для своего десятилетнего сына и в итоге выбрала вьетнамские, а не итальянские или испанские. Решающим доводом оказалась цена. Будь они на евро дороже, призналась она, пришлось бы еще подумать.
Пошлины подняты по меньшей мере на двухлетний срок – пока идет расследование. Потом все это можно будет отменить, обещает европейский комиссар по торговле Питер Мандельсон. Но и пары лет хватит, чтобы нанести удар по набирающему силу экспортному производству в КНР и СРВ. Как сообщили «НИ» во вьетнамском торгпредстве в Брюсселе, до 70 тыс. обувщиков этой азиатской страны могут потерять работу из-за сокращения спроса на европейском рынке. Причем это решение противоречит программе по искоренению бедности во Вьетнаме, которую финансирует все тот же ЕС. Получается, что Евросоюз одной рукой дает деньги, а другой отбирает.
Комментируя сложившуюся ситуацию, комиссар Мандельсон не устает заверять, что все сделано правильно, потому что азиаты «демпингуют», завоевывая европейский рынок. Мол, они играют нечестно, потому что получают государственную бюджетную поддержку, налоговые поблажки и дешевые кредиты от своих национальных банков. В ситуации нынешнего экономического кризиса, охватившего в том числе и Европу, это звучит, согласитесь, несколько странно.
Министерство торговли КНР, в свою очередь, заявило, что расследование Еврокомиссии несправедливо. Китай отменил государственные субсидии своим производителям, как только вступил в ВТО. То же утверждают и вьетнамцы. Пекин и Ханой убеждены, что трудности европейских производителей обуви происходят вовсе не из-за конкуренции с китайской и вьетнамской продукцией, а имеют некие внутренние причины.
Однако в любом случае у азиатских производителей остается путь к отступлению из Европы – в Россию. По данным российских маркетинговых компаний, в прошлом году доля китайской обуви на отечественном рынке достигала 60% («родные» производители ограничивались 17%). Конечно, наш рынок не безграничен, но здесь встает вопрос качества. Если Москва и Санкт-Петербург могут позволить себе такую же обувь, что и жители Западной Европы, то в провинции, как правило, закупают гораздо более простые китайские башмаки. Вот туда-то вполне может хлынуть вытесненная из стран ЕС продукция. В этой связи председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин рассказал «НИ»: «У китайцев простой принцип: мы вам поставим любые ботинки, и за тысячу рублей, и за десять тысяч, с соответствующим качеством – был бы спрос. Сама Россия вряд ли пойдет на такие же антидемпинговые меры, что и Евросоюз – у нас просто не будет никакого реального замещения, и все это произведет самый негативный эффект. Кстати, я сильно сомневаюсь, что европейских обувщиков спасет подобная практика».
Как и еврокомиссар Питер Мандельсон, г-н Янин допускает, что введенные Брюсселем ограничения через несколько лет будут отменены, хотя обувное лобби в структурах ЕС занимает достаточно сильные позиции. «Резкое повышение цен на обувь не выгодно никому, особенно в условиях кризиса, поэтому европейцы постараются проводить антидемпинговую политику по возможности мягко, – считает эксперт. – Тем более что в отличие от продовольственных товаров никакой угрозы национальной безопасности обувь представлять не может. Даже говорить об этом было бы смешно».
Источник: www.newizv.ru/
Новости схожей тематики
17.11.2008 Елена Роменская, финансовый директор группы компаний "Обувь России"
Федеральной сети по продаже обуви "Обувь России" удалось сократить издержки за счет своих партнеров. Компания нашла общий язык с владельца
22.09.2008 Китайские поставщики обуви в Россию подняли цены на 20%
Российские ритейлеры обуви опасаются снижения спроса на обувь из-за ценовой политики китайских поставщиков, которые повысили цены на 20%
08.09.2008 Bayer AG построит в Китае фабрику по производству полиуретана
Шанхай. Bayer AG построит в Китае фабрику по производству полиуретана
30.04.2008 ЕС продолжает дожимать китайских обувщиков
Евросоюз принял решение расширить действие ограничений на поставки в Европу кожаной обуви из Китая.
27.12.2007 Импорт китайской обуви создает угрозу для отечественных производителей
Председатель оргкомитета 1-ой международной специализированной выставки кожгалантереи и обуви Исмаил Азаргошасп заявил, что импорт китай